слава
полунин

Его называют «лучшим клоуном мира». Его «сНЕЖНОЕ шоу» признано «театральной классикой ХХ века». Когда его спрашивают, легко ли нести бремя всемирной славы, Слава обычно отвечает, что нести, мол, ничего, а вот удержать… Наверное, поэтому ничего не делает абы как: все, что происходит в его жизни, очень основательно, очень продумано, очень взвешено – даже самое сумасшедшее, самое невероятное, самое авантюрное.

Сначала на свет появился его Клоун, его Асисяй – смешной и трогательный человечек в желтом комбинезоне и красных лохматых тапочках. Родился задумчивый, нежный, поэтичный персонаж, характер которого вобрал в себя поэтическую грусть клоунад Енгибарова, изысканную философичность пантомим Марсо, человечность и смешную трогательность фильмов великого Чаплина. Всех их Полунин считает своими главными учителями.

Асисяй изначально был многолик и многогранен: он мог быть нежным и наивным, а в следующую минуту – ироничным или полным решимости в своем непоколебимом «Зя!». И тогда возникла мысль, что каждая из граней его характера может вырасти в отдельный персонаж. Так родилась идея создания театра клоунов, где каждый не похож на другого, но узнаваем и хорошо знаком любому сидящему в зале. Этот калейдоскоп характеров и воплотился в «Лицедеях», театре, который Полунин создал и с которым проработал до начала девяностых годов. Популярность «Лицедеев» была оглушительной, а всенародная любовь начинала принимать угрожающий размах и формы. Казалось бы, настал момент почивать на лаврах, но этого как раз Полунин и не умеет. Всенародную любовь решено было использовать в мирных целях, и Слава стал постепенно претворять в жизнь самые немыслимые и более чем смелые проекты.

Первым из них был «Мим-парад» 1982 года, на который съехалось более 800 артистов пантомимы со всех концов тогда еще очень обширной родины. Потом, уже в 85 году, Полунин набрался смелости заглянуть за железный занавес и прорубить в нем брешь не только для себя, но и для московской публики – тогда он привез впервые иностранных мимов и клоунов на фестиваль в рамках Всемирного слета молодежи и студентов. Потом ему понадобилось не просто самому заняться уличным театром, но и увлечь этой идеей новоиспеченных клоунов, совсем еще недавно рекрутированных в клоунаду из пантомимы с его же легкой руки. Это было в 1987 году на первом фестивале уличных театров, который назывался «Лицедей-лицей». А год спустя решено было отметить двадцатилетие «Лицедеев» Всесоюзным «Конгрессом дураков».

Апофеозом в деле осуществления неосуществимого и реализации нереализуемого стал «Караван мира» - странствующий театральный фестиваль, колесивший на машинах по Европе от Москвы до Парижа в течение полугода. Артисты жили в домиках на колесах, играли на улице и в шапито, создали силами театров из России, Франции, Италии, Испании, Чехии, Польши совместное эпохальное полотно «Одиссея», чуть не сошли с ума от новизны и неизведанности всего того, что их окружало, и постоянной публичности жизни. В общем, в 1989 году , за три месяца до падения Берлинской стены, участники Каравана самостоятельно снесли все границы внутри Европы – пусть сначала только для ограниченного контингента артистов. Европа не заставила себя долго ждать и стала следом активно объединяться!

В 1991 году в годовщину падения Берлинской стены на ее месте состоялись 3 крупномасштабных выступления – одним из них был спектакль «Стена», созданный Славой Полуниным и его артистами совместно с голландским театром «Догтруп».

А потом была создана «Академия дураков», которая всего за пару лет своего активного существования на российской почве сумела обратиться и к проблеме возрождения идеи карнавала, но карнавала нового, современного, а не реконструированного, музейного. Тогда, в 93 году, были предприняты первые шаги на ощупь в этом направлении, чтобы позже двинуться по найденной дороге широким маршем и развернуть «новый карнавал» в рамках Всемирной Театральной Олимпиады в московском саду Эрмитаж летом 2001 года.

«Академией дураков» впервые был проведен фестиваль с типично русским названием «Бабы-дуры», посвященный редчайшему в природе явлению женской клоунады. Новая дополненная версия этого фестиваля еще ждет своей реализации в новых исторических условиях. А тогда гильдия старых дураков под предводительством Ролана Быкова по-своему бесчинствовала в Москве, раздавая титулы «полных дураков» и «полудураков» лучшим из лучших, и с удовольствием принимая в свои ряды великих дураков зарубежья. Их-то и собрал Полунин много лет спустя на Театральную Олимпиаду в Москву в рамках еще одной программы, названной «Лучшие клоуны конца ХХ века». В российскую столицу и вправду приехали лучшие – безумнейшие и мудрейшие.

Театральная Олимпиада 2001 года включала 6 полунинских программ, представивших все лучшее, что к тому времени было в уличном, клоунском и визуальном театре мира. А шествие карнавальных групп из Бразилии, Италии, Китая и т.д. - по центру Москвы собрало более миллиона зрителей.

Последующие годы были ознаменованы созданием крупномасштабных международных проектов, в которых принимали участие артисты из разных стран мира. Это и церемонии открытия и закрытия Международного театрального фестиваля имени Чехова, и отдельные проекты «Белый карнавал» и «Всемирный конгресс дураков», объединившие в единой концепции разные театры со всех концов планеты.

Такие грандиозные проекты стали для Полунина любимым детищем. Их размах, сила их воздействия, число зрителей, в десятки раз превосходящее количество зрителей в любом театральном зале, - все это создало Полунину славу непревзойденного мастера самых крупных шоу как в закрытых театральных залах, так и в пространстве города. За осуществление этих проектов он был удостоен множества премий, которые стали достойным дополнением ко всем тем наградам, которые он получил за свой знаменитый спектакль «Снежное шоу», который вот уже почти 20 лет с неизменным успехом гастролирует по миру.



ПРИЗЫ


ГОД НАГРАДА ГОРОД, СТРАНА
1979 Лауреат второй премии Всесоюзного конкурса артистов эстрады Москва, СССР
1987 Лауреат премии Ленинского комсомола СССР
1994 Лучшее шоу года , Премия Тайм Аут Лондон, Великобритания
1995 «Золотой нос» Международного Фестиваля Клоунов Барселона, Испания
1996 Премия Herald Angel Эдинбург, Великобритания
1996 Премия критиков Фестиваля Эдинбург, Великобритания
1996 «Лучший гастрольный спектакль» Ливерпуль, Великобритания
1998 «Золотой Остап. Лучший комедийный образ» Санкт-Петербург, Россия
1998 Лучшее шоу года, Премия Лоуренса Оливье Лондон, Великобритания
2000 Премия Sir Robert Helpmann за лучший визуальный/физический театр Сидней, Австралия
2000 Независимая премия “Триумф” за вклад в культуру Москва, Россия
2000 Царскосельская премия за спектакль “Шоу снов” Санкт-Петербург, Россия
2001 Народный артист России Москва, Россия
2001 Премия К.С. Станиславского Москва, Россия
2001 Премия А.Райкина Санкт-Петербург, Россия
2002 Премия Мэрии Москвы Москва, Россия
2005 Посланник Андерсена в России Копенгаген, Дания
2005 Выдающиймя уникальный театральный проект Нью-Йорк, США
2006 Лучший иностранный спектакль Манчестерб Великобритания
2006 «Премия Луны» за лучший иностранный спектакль для всей семьи Мехико, Мексика
2007 Премия «Петрополь» Санкт-Петербург, Россия
2008 Шевалье искусств Республики Франции Париж, Франция
2009 Номинация на TONY Awards за «Лучший гастрольный спектакль» Нью-Йорк, США
2009 Премия В. Высоцкого «Своя Колея» за талант делать мечту реальностью Москва, Россия
2009 «Премия Луны» за лучший иностранный спектакль десятилетия Мехико, Мексика
2011 Орден дружбы за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность Москва, Россия
2012 Премия Андрея Толубеева Санкт-Петербург, Россия